Оборудовать системой отопления частный гараж на одну или несколько автомашин, расположенный рядом с современным загородным домом, вполне возможно- было бы желание. Однако делать это следует только при комплексном подходе к организации в нем микроклимата.
Зимуем в тепле!
Преимущества обладания отапливаемым гаражом становятся особенно очевидными зимой, на фоне проблем с хранением автомобиля на открытой стоянке, где с завидной регулярностью приходится вызволять его из «снежного плена», мучиться с холодным запуском (особенно у отечественных марок), а перед поездкой — непременно прогревать двигатель на холостых оборотах. В отапливаемом гараже ваш «железный конь» и в мороз готов к использованию на все 100%. Крыша и стены теплого бокса защищают его от осадков, инея и т. п. Открываешь ворота, садишься в салон, поворачиваешь ключ зажигания и — в путь. Кроме того, в помещении всегда можно провести мелкий (и даже крупный) ремонт техники собственными силами, без обращения в автосервис, да еще и хранить различные не терпящие промораживания вещи. И владелец авто, освоив по своему разумению небольшой полуостров технического комфорта, будет чувствовать себя здесь полновластным хозяином быта. Вот почему теплый бокс так вожделен всеми, кто хоть сколько-нибудь понимает в автоделе.
Как правило, отапливаемыми делают частные гаражи, либо пристроенные к загородному дому, либо встроенные в него. Они являются неотъемлемой частью общего пространства коттеджей и городских особняков. Обогреваются и отдельно стоящие частные гаражи на несколько автомашин, расположенные на некотором расстоянии от основного здания. Все это обычно основательные сооружения: стены из пеноблоков или кирпича, железобетонная или деревянная крыша. Частенько отапливаемые гаражи собирают из готовых железобетонных конструкций или даже отливают из бетона на месте по технологии монолитного домостроения. Крайне редко можно встретить отапливаемые гаражи из стальных конструкций. Правда, чтобы сделать обогрев таких построек не особенно расточительным, их владельцам приходится раскошелиться на теплоизоляцию стен, крыши и пола.
Плата за комфорт
Согласно исследованиям ученых, температура воздуха в теплом гараже зимой должна поддерживаться на уровне не выше 5°С — этого требует СНиП 21—02-99 «Стоянки автомобилей». Тот же документ говорит, что в подобном боксе необходимо обустроить приточно-вытяжную вентиляцию. Она нужна для разбавления и удаления выхлопных газов, интенсивной просушки помещения и прибывшего с улицы автомобиля. Для гаражей одноквартирных домов по стандарту АВОК «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена» требуется не менее 180 кубометров свежего воздуха в час на одну легковую машину. По рекомендациям иностранных производителей вентиляционного оборудования (например, XPELAIR, Великобритания) свежего воздуха в частный гараж должно подаваться еще больше, а именно столько, чтобы обеспечить 6—10-кратный воздухообмен (на гараж объемом 60 м 3 — от 360 до 600 м 3 /ч).
Увы, все полезные рекомендации и требования, касающиеся обеспечения приточно-вытяжной вентиляции и поддержания температуры, при возведении отапливаемых гаражей соблюдаются, мягко говоря, не всегда. Чаще гараж лишается притока свежего воздуха (при строительстве используются герметичные материалы и конструкции), а батареи, подключенные к контуру отопления коттеджа или к индивидуальной системе генерирования тепла, греют так, что в помещении можно находиться без верхней одежды. В любом случае в гараж неминуемо проникает влага — в виде снежных глыб, примороженных к порогам и днищу автотранспортного средства, или из грунта (особенно если имеется смотровая яма) — из-за ошибок при устройстве гидроизоляции. Эффективных средств удаления влаги — таких, как дренируемые приямки под колеями, откуда талая вода удаляется в дренажную систему, — обычно не предусматривается, и машина стоит над водным зеркалом, долгое время покрывающим всю поверхность пола. То есть, по сути, в перерывах между поездками авто «живет» в баньке — при температуре 25°С и относительной влажности около 100%.
После возвращения с мороза, из-за резкого перепада температур, как наружные, так и внутренние поверхности кузова покрываются росой, которая выпадает из теплого и относительно более влажного воздуха гаража. А если автомобиль перед постановкой в бокс еще и забыли помыть, то есть не удалили грязь, задерживающую просыхание отдельных плоскостей и деталей, а зимой — соль, налипшую со снегом, процессы окисления будут идти особенно интенсивно. Минимальный скол — и желтовато-коричневая язва, постоянно увеличивающаяся в размерах, кузову обеспечена. Увы, машины, особенно отечественного производства, с малоэффективной антикоррозийной защитой, не прощают ошибок климатотехников и приходят в негодность всего за несколько лет эксплуатации: «зацветают» крылья, ржавеют сварные стыки, в салоне появляются неприятные запахи. Именно эта особенность российских отапливаемых гаражей и стала причиной распространенного в народе представления, что «в теплом боксе машины долго не живут».
Впрочем, такой пессимизм вряд ли оправдан. Чтобы обеспечить адекватные условия хранения для ежедневно используемого автомобиля, необходим комплексный подход к решению проблемы климатизации гаража: он должен иметь эффективную вентиляцию, способную за короткое время просушить не только наружные, но и труднодоступные поверхности кузова, и разумное отопление, не позволяющее процессу коррозии протекать интенсивно. Это, конечно, заставит владельца машины единовременно расстаться с некоторой суммой денег, которая пойдет на оплату услуг климатической фирмы, в частности — на разработку проекта, закупку необходимого оборудования (от $ 400), а также ежемесячно отчислять средства на оплату счетов поставщика электроэнергии. Но, поскупившись на оборудование или ограничившись полумерами, вы должны приготовиться к тому, что в структуре ваших затрат неизбежно появится новый пункт: преждевременный недешевый ремонт автомобиля по причине коррозии.
Огонь-батарея
Самый привычный подход к обогреву гаража — организация его водяного отопления. Но надо сразу оговориться: определение «водяное» применительно к гаражу не вполне корректно. Ведь в качестве теплоносителя в его отопительной системе специалисты рекомендуют использовать не воду, а отнюдь не дешевую незамерзающую жидкость (антифриз). Эффективность обогрева при использовании антифриза, конечно, несколько ниже, чем в случае применения воды (ибо теплоемкость у воды выше), но зато система защищена от размораживания.
Первый шаг на пути создания системы водяного отопления гаража — выбор надежного источника теплоснабжения. Хорошо, когда для обогрева пристроенного к коттеджу или встроенного в него гаража можно подключиться к котлу , отапливающему жилые помещения. Но сделать это можно лишь в случае, когда на этапе проектирования котельной на отопление гаража была зарезервирована необходимая мощность теплогенератора. Тот же источник теплоснабжения может использоваться и для гаража, удаленного от коттеджа на 30—50 м. Правда, при этом потребуется купить чуть более мощный насос, да еще проложить по участку теплотрассу и максимально утеплить трубопроводы. Заметим, что подобное решение явно не относится к разряду дешевых, требует серьезной конструкторской проработки и характеризуется значительными энергозатратами.
Если для обогрева пристроенного к коттеджу (или удаленного в «чисто поле») гаража мощность котла коттеджа использоваться не может, предлагается обустроить специально для гаража индивидуальную автоматизированную котельную , например, в смежном помещении. По имеющимся у нас данным, для теплоснабжения небольших гаражей (объемом 40—60 м 3 ) с хорошей теплоизоляцией (минимум 150 мм минваты) чаще всего используют электроэнергию. Причем мощность электрокотла сравнительно невелика — для хорошо утепленного помещения на одну машину хватает 1,5—2 кВт. Однако надо иметь в виду, что в некоторых регионах России электроэнергии зимой может не быть неделями. Для обогрева объемных гаражей на несколько авто можно обустроить автоматизированную котельную, скажем, на газу или на жидком топливе.
По принципу передачи тепла отопление бывает конвекторным, радиаторным или воздушным. Конвекторные и радиаторные системы известны всем — они используются в городских многоэтажках. А вот воздушное отопление в жилище применяется достаточно редко. Зато именно воздушное отопление предпочтительно для частного гаража : оно создает интенсивную циркуляцию воздуха и способствует скорейшему прогреву и высушиванию как самого помещения, так и машины. К недостаткам этого варианта можно отнести повышенный уровень шума.
Для организации воздушного отопления в гараже на одну-две машины достаточно всего одного тепловентилятора с жидкостным теплообменником . Такие тепловентиляторы называют еще фанкойлами. В большинстве случаев они изготавливаются в прямоугольном металлическом корпусе («коробке»), крепятся на стену или подвешиваются непосредственно к потолку. Другой тип тепловентилятора с жидкостным теплообменником — тепловая завеса . Этот прибор создает мощный плоский поток воздуха и располагается непосредственно над въездом в гараж. Когда двери закрыты, тепловая завеса работает на малой скорости и греет помещение. А когда двери открываются, она начинает гнать поток с огромной силой, создавая в плоскости ворот невидимую дверь из воздуха, препятствующую выходу тепла, но не мешающую въезду-выезду автомобиля. Это позволяет экономить тепло.
Чтобы гараж не перегревался, фанкойл и тепловая завеса могут оборудоваться термостатом, который отключает вентилятор, или трехходовым клапаном, перекрывающим подающую теплоноситель трубу при достижении температуры в помещении 5°С и перенаправляющим теплоноситель по обводному каналу обратно в котел. В случае автономного гаражного котла управление можно осуществлять и за счет его отключения. Более плавно регулирует температуру редко применяемый пропорциональный контроллер.
Отличные фанкойлы производит компания JAGA (Бельгия), хорошее оборудование поставляется фирмами VTS CLIMA (Польша), «МОВЕН», «ВЕЗА» (Россия). Среди производителей завес с водяным теплообменником хочется отметить английскую компанию THERMOSCREENS, норвежскую PYROX (SYSTEMAIR), шведскую FRICO. Стоимость реализации решения — $ 30—500 за 1 кВт тепловой мощности.
Для конвекторного отопления в гараже допустимо использовать настенные водяные конвекторы (стальные или медно-алюминиевые), а также, например, стальные трубчатые радиаторы . Чтобы предупредить разрушение отопительной системы вследствие неловкого маневра при постановке авто в гараж, настенные отопительные приборы лучше устанавливать в специально оборудованные ниши в стенах и закрывать — заподлицо с поверхностью стен — съемными экранами. Для регулирования температуры можно использовать, скажем, недорогие терморегулирующие головки, ограничивающие подачу в отопительные приборы теплоносителя от котла, а следовательно, и нагрев воздуха в гараже в момент, когда температура воздуха достигнет 5°С.
Среди производителей конвекторов и настенных трубчатых радиаторов стоит отметить компании JAGA (Бельгия), «ИЗОТЕРМ», «КЗТО» (Россия). Техническое решение на базе этого оборудования (отопительные приборы, подводка + монтаж) обойдется заказчику в сумму до $ 300 за 1 кВт тепловой мощности. К котлу «водяные» тепловентиляторы, тепловые завесы, конвекторы и радиаторы подключаются через встроенный в стену гаража коллекторный шкаф, от которого по кратчайшему пути к отопительным приборам в толще бетонной стяжки пола или под фальшстенами прокладываются подающие и обратные трубопроводы (чаще всего металлополимерные).
Обогрев электричеством
Отапливать гараж в течение всего холодного периода можно с использованием приборов прямого электрического отопления. В этих помещениях допускается применение электросети напряжением 220 В (речь идет о незаглубленных сухих гаражах, используемых для хранения исправных автомобилей, а не о самодельных складах, в которых, помимо машины, находятся бочки с бензином и другие легковоспламеняющиеся жидкости). Конечно, провода должны протягиваться в заземленных металлических трубах, арматура должна быть влагозащищенной, а выключатели герметичными. В целях выполнения условий пожарной и электробезопасности, подачу тока в обогреваемое помещение необходимо осуществлять через рубильник или автомат, расположенный вне гаража. В смотровой яме использовать электроотопление, скорее всего, не удастся — здесь напряжение сети должно составлять максимум 36 В.
Для воздушного отопления гаража применяют стационарные электрические тепловые пушки и электрические тепловые завесы (об этом оборудовании мы писали в статье «У колыбели теплых ветров» ).
Возможен обогрев гаража с помощью настенных электроконвекторов . Так же, как и конвекторы для «водяных» систем отопления, электроконвекторы в гараже лучше устанавливать в стеновых нишах, за съемными экранами. Совместно с электроконвекторами можно применять напольную систему электрического отопления на базе нагревательного кабеля, уложенного в стяжке пола ( «теплый пол» ). Кабель превращает свободную поверхность пола в один большой низкотемпературный отопительный прибор, обеспечивающий поддержание в гараже требуемой температуры (5°С).
Все электроотопители оборудуются термостатами (электронными или биметаллическими), которые обеспечивают точное поддержание температуры в помещении. Температура 5°С, как правило, соответствует режиму незамерзания, который есть на большинстве термостатов. Один такой прибор обычно способен управлять группой электрообогревателей.
Готовые комплекты оборудования для создания напольной электрической системы отопления поставляются на рынок фирмами CEILHIT (Испания), ALCATEL (Норвегия), KIMA (Швеция), DE-VI (Дания), SIEMENS (Германия), ENSTO (Финляндия). Среди российских производителей стоит отметить компании «ССТ», «ЧУВАШКАБЕЛЬ», «ТЕРМА» и «ЭЛТЕК ЭЛЕКТРОНИКС». Стоимость базового оборудования (кабель или нагревательный мат + термостат) для гаража площадью 20 м 2 — от $ 300 до $ 500. Конвекторы поставляются в Россию компаниями STIEBEL ELTRON (Германия), DELONGHI (Италия), ATLANTIC, SUPRA, THERMOR NOIROT (Франция), NOBO, SIEMENS, ENSTO, FRICO. Стоимость этих приборов — $ 80—150 за 1 кВт электрической мощности. Стационарные тепловые пушки производятся в основном за рубежом. В России предлагается техника компаний VEAB (Швеция), PYROX (SYSTEMAIR), FRICO. Устройства этого типа вместе с системой автоматики и монтажом обойдутся в $ 100—300 за 1 кВт установленной мощности.
Тепло по заказу
Если частный гараж со стационарным отоплением в России пока что редкость, то гаражи, в которых используются разного рода устройства для временного обогрева, распространены достаточно широко. Народные умельцы изготавливают, а потом еще и повсеместно рекламируют самодельные, отнюдь не безопасные отопительные приборы — всевозможные «козлы» и т. п. Меж тем для временного обогрева (чтобы можно было в тепле заменить масло, провести мелкий ремонт автотранспорта) в магазинах представлено огромное количество переносных отопительных приборов заводского изготовления, работающих как на жидком топливе, так и на электроэнергии.
Например, в гаражах часто используют высокоэффективные нагреватели непрямого нагрева, работающие на дизельном топливе или керосине . Гараж, даже неутепленный, они прогревают всего за несколько минут. При мощности от 10—20 кВт эти приборы потребляют от сети лишь несколько десятков ватт мощности — для привода вентилятора. Внешне очень похожи на старинные пиратские пушки, лафет которых (то есть топливный бак) стоит на небольших колесах. Достоинство этих устройств заключается в том, что продукты сгорания топлива из них не попадают в помещение, а выводятся по дымоходу на улицу. Поток воздуха проходит сквозь пространство между стенками теплообменника и, нагревшись, направляется через сопло в помещение.
Процесс работы таких приборов полностью автоматизирован, запас топлива рассчитан на 15—16 часов непрерывного действия. Для поддержания в помещении заданной температуры можно установить выносной термостат. Сигналы от него поступают на блок управления для включения-выключения нагревателя в зависимости от температуры воздуха в помещении. Среди производителей жидкотопливных нагревателей непрямого нагрева следует отметить компании MASTER (США), REMINGTON (Нидерланды), «КУПОЛ» (Россия). Цена оборудования составляет $ 10—60 за 1 кВт его тепловой мощности.
Очень популярны в гаражах переносные маслонаполненные электрические радиаторы . В минимальной комплектации импортные масляные радиаторы стоят $ 45—150. На российский рынок такие приборы поставляют компании VITEK (Австрия), TESY (Болгария), EWT, SIEMENS (Германия), DELONGHI, GENERAL, OMAS (Италия), ECO (Финляндия), POLARIS, BINATONE (Великобритания), WHIRLPOOL (США). Среди российских производителей «масленок» хочется отметить «ЛУЧ», «ЭЛЕКТРОТЕРМ», «ОРИОН», «ЭРМПБ».
Для временного зонального обогрева гаража с успехом применяются стационарные потолочные инфракрасные электроотопительные приборы . Эти устройства нагревают не воздух, а окружающие предметы (пол, корпус авто), а уже от них тепло передается в само помещение. Очень подходят для обогрева отдельного рабочего места. Когда человек в гараже находится возле инфракрасного прибора, его кожа ощущает более высокую температуру, чем температура окружающего воздуха. «Ощущаемая» температура складывается из реальной температуры, сохраняющейся вдали от обогревателя, и так называемой «лучевой» добавки, величина которой может составлять 10°С и даже больше. Потенциально возможно использовать инфракрасные электроотопительные приборы для создания постоянно действующей в течение всего отопительного сезона системы отопления. Однако не совсем понятно, как со временем постоянное воздействие инфракрасного излучения отразится на состоянии лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.
Если высота потолка не больше 2—2,5 м и интенсивного обогрева не требуется, над отапливаемой зоной (например, над верстаком) можно расположить низкотемпературные инфракрасные нагреватели (температура нагревательного элемента — до 200°С). Они представляют собой встраивающиеся в потолок квадратные кассеты. Высокотемпературные инфракрасные обогреватели (температура нагревательного элемента 200—750°С) прикрепляют к потолку или подвешивают на тросах на высоте более 3 м. Такой прибор образован из прямоугольного металлического корпуса, в котором закреплены нагревательные элементы с зеркальными металлическими отражателями.
Сегодня в России можно купить ИК-обогреватели и зарубежных, и отечественных фирм. Среди производителей — компании FENIX (Чехия), «ЭКОЛАЙН», «МОВЕН» (Россия), EWT, FRICO, PYROX. Импортное оборудование дороже отечественного в 1,5—2 раза. В общем же разброс цен — от $ 50 до $ 200 за 1 кВт мощности. |